Жизнь в газлайтинге бинарного мира

От переводчика: далее представлен перевод статьи автор_ки по имени Сэм Хоуп из журнала для небинарых Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Beyond the binary» (http://beyondthebinary.co.uk).

Ссылка на оригинальный материал: http://beyondthebinary.co.uk/living-with-the-gaslighting-that-binary-gender-inflicts/

Перевод, as usual, для ознакомления, а не для коммерческого использования; сделан исключительно в просветительских целях, для общего дела распространения информации о небинарных людях; при цитировании считаем вежливым и рекомендуем не забывать указывать ссылку на оригинал.

Жизнь в газлайтинге бинарного мира

В первой из ряда статей, посвященных изучению психического здоровья небинарных, Сэм Хоуп описывает некоторые явления из социального контекста, которые усугубляют бедственное положение и страдания небинарных людей.

В день, когда мы рождаемся, делается предположение, которое повлияет на всю оставшуюся жизнь. Это предположение — мы должны быть отнесены к юридической и социальной категории на всю жизнь исключительно на основании формы наших гениталий. И если эти гениталии выглядят неоднозначно, их могут даже изменить хирургическим путем в младенчестве или детстве, чтобы точнее подогнать под ту или иную категорию.

Этот юридический бинарный пол — относительно недавнее изобретение, имеющее серьезные последствия. Для интерсекс-детей последствия, возможно, наиболее тяжелы, но женщины и транс*люди также страдают от юридического разделения в соответствии с их предполагаемыми репродуктивными свойствами. Предположение, что форма наших гениталий должна что-то говорить о том, кем мы станем в обществе, может причинить существенный вред. Для транс*людей жить с этим может быть невозможно.

С 2004 года у транс*людей есть возможность на законных основаниях переопределить один предписанный вариант в пользу другого — им разрешено изменить М на Ж или наоборот. Для тех, кто однозначно присоединяется к «противоположному» гендеру, это чрезвычайно полезно, и это действительно важно. Но для многих транс*людей эти два социальных и юридических варианта, отпущенные нам как не пересекающиеся противоположности, сопряжены со многими трудностями, и в этих рамках может быть даже невозможно ориентироваться и существовать.

Так, считается само собой разумеющимся, что можно навязать кому-то юридическую и социальную идентичность на основании формы гениталий, и мы удивляемся, когда с некоторыми это не получается, вместо того, чтобы удивляться, что это вообще с кем-то работает. Общество в целом научено приглядываться к людям и быстро оценивать по разным внешним признакам, на что похожи их гениталии. Это определяет наши взаимодействия — какие обращения и местоимения мы используем, а также тонкие различия в поведении, почти невидимые для большинства.

В настоящее время в США есть автобус с декларацией о том, что у девочек есть вагины, у мальчиков — пенисы. Для некоторых это не требует доказательств. Но подобно тому как пенис — факт биологии, или, по меньшей мере, обычно мы можем отличить его от вагины без хирургического вмешательства, термин «мальчик» — идея, социальный конструкт, состоящий из наслоений над наслоениями над наслоениями предположений, сваленных в такую кучу, что почти невозможно докопаться до основания.

Какое положенное в основу ложное заключение продвигает этот автобус? «Вы не можете изменить пол», — что ж, может, и нет, но местоимения, слова, юридические статусы, представления о гендерных ролях и значимость нашей анатомии — социальные конструкты, что означает, что они относятся к гендеру, а не к полу.

Кроме того, мы можем изменить что-то, связанное с полом, — возможно, не наши хромосомы, немногие из нас знают, что представляют собой наши хромосомы, но мы можем легко изменить наши вторичные половые признаки при помощи гормонов. И мы можем модифицировать наши тела. В конце концов, это наши тела. Зачем придавать такое большое значение тому, что кто-то хочет изменить свое тело, чтобы в нем было комфортнее?

В представлении небинарного человека непременное настойчивое утверждение, что мужчины — это мужчины, а женщины — это женщины, быстро разваливается и становится курьезом. Это как наблюдать за трюком фокусника и осознавать, что нечто впечатляюще выглядит, а на самом деле — банальное, глупое отвлечение внимания.

Газлайтинг — основная составляющая опыта небинарных

Как работавше_й с травмами психотерапевт_ке с опытом работы с лицами, пережившими абьюз, мне хотелось изучить особые негативные воздействия на психическое здоровье небинарных, и я считаю, что газлайтинг представляет главнейшую угрозу нашему здоровью.

Для тех, кто не в курсе, поясню, что термин «газлайтинг» происходит из пьесы, в которой муж-абьюзер подрывает психическое здоровье жены, заявляя, что потускнение света, имевшее место на самом деле, — ее галлюцинация.

Вы не испытываете того, что, как вы считаете, испытываете, — суть манипуляции, лежащей в основе газлайтинга. Чем больше людей вы сможете привлечь на свою сторону, чтобы подвергнуть сомнению опыт некоторых людей, тем менее уверенно последние будут себя чувствовать, и тем в большей степени они будут ощущать себя лишенными душевного равновесия.

Вышеупомянутый автобус можно назвать автобусом газлайтинга. Это не свобода слова, а психологическое насилие. Но пока люди будут отказываться видеть насилие над транс*сообществом, оно будет продолжаться.

И получается, что речь не настолько свободна, как может показаться, когда слова, которые мы используем, чтобы говорить о нашем опыте, подконтрольны и предписаны таким образом, что мы не можем описать наш опыт так, чтобы нам не сказали, что мы неправильно употребляем слова. Как будто сами слова — «факты» биологии, а не созданы людьми для того, чтобы выражать человеческий опыт.

Это своего рода «благоустройство», при котором мобильность и креативность общества и языка, не затронутых просвещением, уступили место желанию некоторых всё исправить «по-научному» и контролировать, иметь в распоряжении нечто определенное, даже если это нечто определенное не соответствует опыту многих.

Поэтому небинарным людям каждый день говорят: «ты — это не «они», а «он» — «ты не небинарное, а лесбиянка» — «ты не женщина-гендерквир, а парень». Как будто «он», «лесбиянка», «парень» — слова, которые выскочили из-под земли, правильные и точные, объективные и истинные, в то время как слова, которыми мы описываем себя, — субъективные, ложные и не могут быть легитимными.

Вот вам и свобода слова. Как могут небинарные люди поведать свою правду или говорить о своих истинных переживаниях перед лицом этого постоянного замалчивания? Как могут люди ознакомиться с нашими историями, если наши слова игнорируют, заглушают, исправляют, отвергают?

Выходя в мир, небинарная персона получает вновь и вновь повторяющееся послание — твой внешний облик для общества важнее, чем индивидуальный опыт, накопленный за всю жизнь. Мы знаем тебя лучше, чем ты себя. Даже у кассира на автозаправке есть мнение о твоей идентичности, он тебе либо «сэркает», либо «мэмкает». Такая тяжелая социальная реальность может постоянно ослаблять самоосознание человека, до тех пор, пока несоответствие между суждениями других и собственными представлениями небинарного человека не приведет к надлому, который может быть мучительным, выводящим из равновесия и в конечном счете угрозой для душевного спокойствия и психического здоровья.

И поэтому нам нужно внести ясность: мисгендеринг — это психологическое насилие, такое же для небинарных людей, как и для кого-либо еще. Это процесс газлайтинга для всех транс*людей, которые сталкиваются с этим. Это опыт большинства людей, разделяющих эту общую транс-участь. Для небинарного народа, однако, освобождение от этого бесконечного психологического подтачивания может быть еще далеко, в том волшебном времени, когда гендер не будет пониматься как бинарная система. Когда непростые случаи с гендером, которые нас постоянно, с раннего детства, учат не замечать, вновь станут видимыми. Когда люди будут из вежливости не спешить заталкивать всех подряд в бинарные гендерные категории, но вместо этого терпеливо ждать больше информации о том, как конкретная персона себя позиционирует.

До того времени, пока мы ускользаем от называния друг друга местоимениями и ведем борьбу за то, что делать с туалетами, формами документов, гендерной символикой, которой мы придали такое значение, пожалуйста, относитесь с пониманием к небинарным людям. Беспрестанные капли неверно гендерно окрашенных слов, что падают на наши головы, подрывая самоосознание, за которое многие из нас неустанно и мучительно боролись, приводят к серьезным психологическим последствиям.

Освобождение для нас может привести к освобождению и для других, может позволить нам всем переиграть, повлиять на аппарат наших чересчур строгих, «благоустроенных» представлений о гендере. Может случиться и какой-нибудь вандализм, и вы можете выразить неодобрение, но мы всего лишь хотим сделать мир более сносным местом для жизни.

Слова Сэм_а Хоуп_а

Перевод сделан Е. Горшковой специально для проекта «Невероятная небинарность бытия».

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.