Активизм = квирфобия?

Какое-то количество времени назад  директор  центра «Действие» известный  правозащитник и гей-активист пишет текст про то, что деконструкция гендера в общественном сознании неуместна в современной России (то есть о квир-людях и людях небинарного гендера и их правах говорить не надо), потому что то  это мешает развиваться движению за права ЛГБТ.

ЛГБТ – важно понимать, что в той формулировке, которую имеет в виду Валерий Созаев, то есть цисгендерные геи и лесбиянки, и бисексуал_ки, а также бинарные трансгендеры, и в итоге «ЛГБТ» получается такое…ну, такое…крайне усеченное до удобного отдельным личностям)

В комментариях автору поста напоминают, что несколько лет назад он довел до слез активистку неприятием квир-темы, в частности называя гендерквиров невротиками. То есть, это такое устойчивое отношение, надо это понимать.

На днях Валерий Созаев пишет еще один «чудный» пост, мишенью которого на этот раз становятся люди, которые рефлексируют о своей сексуальности. Люди, которые готовы задуматься чуть дальше своего носа и чуть больше, чем о поле своего партнера, объявляются «имитирующими процесс самопознания», обвиняются в аутоагрессии (в своих постах автор агрессии не видит), и снисходительно сравниваются с детсадовцами.

Мне очень жаль, что пост был репостнут в уважаемое мною сообщество Альянса.

И вот что я хочу сказать об этих более, чем десяти определениях. Возможно, это не называется «ориентация», с той точки зрения, что это не про «влечение к определенному гендеру/полу». Но это об исследовании своей сексуальности.  Об идентичности. Они говорят о том, что сексуальность, как и гендер – нечто многомерное. Нечто больше, нежели две стороны монеты. И говорят о том, что они чувствуют. И это очень здорово. После сотен лет, когда сексуальность была очень табуирована, люди могут говорить об этом, рефлексировать на эту тему. И находить для этого слова. А когда их не хватает – создавать их. Это нормально. Как появились слова, для того, чтобы говорить о сексизме, микромачизмах, гендерных привилегиях и вообще гендере (про эти термины тоже можно найти в сети много подобной уничижительной лексики, как и в посте В.С.). Да, возможно, это не идеальные неологизмы. Но они прекрасны тем, что люди говорят ими о том, о чем до них никто не говорил, кроме, возможно, горстки сексологов, которые не в счет, если их знания до сих пор не были распространены среди тех, кто в них нуждается. И это достойно уважения. И вот, что я вам скажу — их идентичности прекрасны в любом случае.

И уважаемые господа и дамы правозащитники и правозащитницы «ЛГБТ»(подразумевая под этим исключительно цисгендерных или бинарных и моносексуальных людей), которые позволяют себе уничижительное и оскорбительное отношение как к различным небинарным гендерам и гендерквирам, так и к немоносексуальным людям, начиная с пансексуал_ок (если что, то нас достаточно много среди тех, кто причисляет/ял_а себя к ЛГБТ).

Вы мне сейчас очень напоминаете гомофобов, чья логика проста и незатейлива: если я это не понимаю, значит это не имеет права на существование, или как минимум имеет право на высмеивание, уничижительное и оскорбительное отношение. Но жизнь – она гораздо богаче ваших схем. И как бы не злились гомофобы и не пытались «установить порядок» – жизнь не остановить, ЛГБТКИАПП+ были, есть и будут, так и с деконструкцией гендера и сексуальной ориентации – это тоже процесс жизни. Поэтому попытки сдержать этот поток  обречены на провал.

Посмотрите на эту цепочку: несколько месяцев назад в сети возникает сказанное директором «Действия» несколько лет назад «гендерквиры – невротики». Пару дней спустя руководитель Т-действия пишет еще один текст о том,  что по его мнению небинарная трансгендерность и трансгендерность без социального перехода к трансгендерности не относится, и эти люди – просто цисгендеры с особенностями характера. Спустя эти несколько месяцев «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ» делает перепост текста с уничижительными комментариями по отношению к людям, рефлексирующим о своей сексуальности. В комментах звучат уже не невротики. В комментах задумываются, является ли это признаком шизофрении или шизоидной психопатии, ну и естественно, вовсю пишут о «малолетках». *** Непринятие и нетерпимость нарастают, как снежный ком.

Забавно, когда люди, которые защищают гомосексуальность, которую лет тридцать как вынесли из списка психиатрических заболеваний, называют людей с другой сексуальностью и гендером психически больными?  Забавно, когда трансгендеры, очень страдающие, когда окружающие отказывают им в праве опираться на внутреннюю идентичность, начинают делать это по отношению к другим людям, отказывая  в своих рассуждениях им в праве определять себя как трансгендеров, если они не хотят делать социальный переход? Нет, это совсем не забавно. И выглядит как традиционная психическая защита  — смещение. Все помнят пример из патриархальной культуры, где на папу наорал начальник, он пришел домой и наорал на жену, та – на ребенка, а тот пнул кошку? Ну вот, приблизительно так это и выглядит.

Со своей стороны хочу сказать, что я понял, почему важна аббревиатура «ЛГБТКИАПП+» и не меньше.  И если раньше мне казалось, что термин здесь не принципиален, то сейчас я вижу, что термин только отражает ситуацию – есть некое сформировавшееся общественное мнение в ЛГБТ-сообществе (печально, что поддерживаемое отдельными активистами), которые выносит за скобки тех квир, гендерно-небинарных, и немоносексуальных людей, которые считают себя частью сообщества, но им на самом деле отторгаются.

А мы что,  должны что ли их принимать? – может спросить меня какой-нибудь цисгендерный гей, и уточнит – я, как цисгендерный гей, никому ничего не должен. (Теперь уточню я, что это дословная фраза все того же гей-активиста и правозащитника геев, с которого я начинал пост)  – Нет, конечно. Никто никому и ничего не должен. Текст написан не для подобных цисгендерных геев.

Он написан для квир –гендерно-небинарных и немоносексуальных людей. Просто, чтобы понимали, что происходит. Мне тоже когда-то казалось, что все вокруг свои, если это ЛГБТ. Потом я увидел, что мои идентичности не принимаются в тех оффлайн и онлайн пространствах, которые казались мне безопасными. И мне кажется, что я не одинок в этом опыте. И мне кажется важным говорить об этом.

А также текст написан для тех активист_ок, которые могут все-таки задуматься об этой теме. И расширить для себя рамки понимания. Деконструкция гендера и сексуальной ориентации, понимание, что они многомерны – это естественные процессы, которые не остановить. Да, всегда будут цисгендерные люди, и моносексуальные люди. Но другие тоже будут.

И тут или – относиться так,  как к равным, с уважением и т. д. (в общем, какие-то очевидные, на мой взгляд, вещи). И это включает в себя видимость, озвученность и представленность этих групп в организациях и мероприятиях.

Или так и писать: мы ЛГБТ, цисгендерные и моносексуальные, а вот это вот все – это что-то отдельное и нас не касается. Это маргинальные группы, которые нас не интересуют. Нас не интересуют другие гендеры, и другие сексуальные ориентации, кроме бинарных и моносексуальных, и мы не считаем, что об их правах нужно заботиться. Заботиться нужно о правах геев, геев, еще раз геев, и еще немного лесбиянок и бинарных трансгендеров. И иногда мы упомянем бисексуальных людей. Остальные – блажь, чушь и нас не интересует. Чтобы пансексуалы, квиры, полисексулы, люди небинарного гендера, агендеры, бигендеры, и т.д. знали, что «ЛГБТ» это не про них. Инициативы, которые занимаются «правами человека» и «Правами ЛГБТ» это тоже не про них.

Я знаю, почему сложно будет так написать. Потому что это противоречит всем заявляемым принципам работы людей, которые ратуют за права ЛГБТ. То есть все-таки, люди с небинарными идентичностями имеют право на принятия, уважение и соблюдение и их прав — и тогда хотя бы десятая часть того, что делает организация по защите ЛГБТКИАПП+, будет происходить с упоминанием этих групп людей, или для них, в общем, просто учитываться,  потому что негетеросексуальные люди, чьи права сейчас нарушаются в нашем обществе, это не ЛГБТ, а ЛГБТКИАПП+.

Саша Харитонов

 

Поделиться

Активизм = квирфобия?: 1 комментарий

  1. *** Комментарий некоего анонимного квир-активиста

    «В комментах звучат уже не невротики. В комментах задумываются, является ли это признаком шизофрении или шизоидной психопатии, ну и естественно, вовсю пишут о «малолетках».

    Когда меня попросили прочитать и дополнить этот текст, эта фраза была первой, которая бросилась мне в глаза. И вот эти комментарии тоже, безусловно, показательны.

    Начну издалека.

    Зачастую персона, принадлежащ_ая к той или иной угнетенной группе, видит только одну дискриминацию — то, с которой сталкивается он_а лично. Скажем, если он гей — это гомофобия. И вот человек становится гей-активистом. И честно борется с гомофобией. И его вклад в борьбу с гомофобией важен. И мир прост и бинарен. Но.

    Когда этот описываемый мною человек видит только одну дискриминацию, это выглядит так, как будто это одна-единственная дискриминация в мире, полном счастья, если бы только не она.

    Но это не так!

    Я придерживаюсь интерсекционального подхода (теории пересечений). О чем он нам говорит? Если в двух словах: дискриминаций много. Они пересекаются. Антоним дискриминации в этом социальном устройстве — привилегия.

    Один и тот же человек может быть привилегирован в одном и угнетен в другом. Человек находится на пересечении дискриминаций (и их антонимов — привилегий), то есть он может быть угнетен по нескольким признакам (и привилегирован — по нескольким другим).

    Возьмем же нашего гей-активиста. Мы можем фантазировать о такой, допустим картинке: он подвержен гомофобии — и это дискриминация. Но он мужчина, цисгендерный мужчина, хорошо образован, является статусным активистом, живет в большом городе — это привилегии. Чтобы картинка была не столь однозначной, предположим, что он имеет инвалидность, и дискриминируем по этому признаку.

    Итак, что мы имеем — человека в пересечении дискриминаций и привилегий. Это уже не так просто, как гомофобия в вакууме.

    Добавим еще элемент к сложности: иерархии. Иерархии в социуме складываются таким образом, что, чем больше у персоны привилегий, тем выше е_е социальное положение, круче социальный статус (и, кстати, тем больше возможности не замечать своих привилегий. Так сказать, привилегия не замечать привилегий). И, что обезоруживающе печально, в своей привилегии не замечать привилегий, персона, которая выше в иерархии, легко может ходить по головам других, тех, что пониже.

    Примеры привести легко. Это трансфобия среди гомосексуальных людей. Или сексизм среди цисгендерных геев. Или эйблизм ЛГБТКИАПП+ без инвалидности. И т. д.

    И, разумеется, без понимания этих механизмов довольно сложно делать активизм действительно для всех. Нерефлексируемые иерархии воспроизводятся.

    Вот так мы и получаем гей-активиста, но при этом воинствующего трансфоба и квирфоба.

    Возвращаясь к цитате, которая сподвигла меня разразиться этим большим комментарием.

    «В комментах звучат уже не невротики. В комментах задумываются, является ли это признаком шизофрении или шизоидной психопатии, ну и естественно, вовсю пишут о «малолетках».

    Вот так мы и получаем психфобию у людей, не имеющих ментального расстройства (поясню: когда некто связывает неприятные е_й качества и/или поведение с ментальными расстройствами, например, шизофренией и психопатией — это махровая психфобия) и эйджизм у взрослых (когда некто связывает неприятные е_й качества и/или поведение с детским/подростковым/старческим возрастом — с каким-либо возрастом вообще — это махровый эйджизм).

    Спасибо за внимание, да пребудет с вами разная оптика для анализа социальных процессов и явлений!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.