10 мифов о небинарных людях, которые пришло время забыть

Оригинал: http://everydayfeminism.com/2014/12/myths-non-binary-people/
Авторство:  Adrian Ballou

Главное заблуждение, связанное с небинарными людьми? «Небинарных людей нет».

Правда, попробуйте вбить в поисковую строку Гугла «гендерквир». Автозаполнение тут же предложит вам варианты продолжения: «херня», «выдумка» и «не существует». Здорово.

Но, несмотря на все сомнения пользователь_ниц Гугл, мы есть и мы сила! Дело лишь в том, что пространств, где мы можем быть собой, очень мало.
Хотя и считается, что нас не бывает, вредоносных стереотипов о нас предостаточно. Сегодня мы рассмотрим те из них, что бытуют в Соединенных Штатах.

Многие выросли с уверенностью, что люди бывают только мужчинами или женщинами. Они и представить не могли, что гендеров не два варианта, а  безграничное множество.

Сейчас, — наконец-то! — у людей появляется информация о небинарных гендерах. Например, вы можете почитать о них вот здесь:

Too Queer for Your Binary: Everything You Need to Know and More About Non-Binary Identities


http://genderqueerid.com/
http://genderqueeries.tumblr.com/

Эта конкретная статья, тем не менее, предназначена для тех, кто уже знает о царящем в мире гендера разнообразии, и хочет побольше выяснить о небинарных людях побольше.

Надеемся, что она также поможет вам лучше понять проблему сексизма в целом. Потому что, как говорит Джулия Серано, у сексизма два главных корня: один — предпочтение маскулинности и мужского женственности и женскому, а второй — угнетение небинарности, вынужденное подчинение нормам гендерной бинарности.

Именно небинарные люди напрямую подвергаются угнетению из-за связанных с бинарностью предрассудков, но пересмотр представлений о гендере освободит всех.

Небинарные люди настолько маргинализированы, что большинство слышало о нас разве что в глупых шутках. У нас нет знаменитых ролевых моделей, мы не представлены на политической арене. Большинство людей в фем-сообществе и даже в транс-сообществе забывают упомянуть нас в разговорах о гендерной справедливости.

Тем не менее, наши гендерные идентичности (или отсутствие гендера) —  ключ к пониманию сексистского мировоззрения. Чтобы разобраться в проблеме угнетения по признаку гендера, необходимо разобраться в проблеме угнетения небинарных. Отказ от мифов и заблуждений о небинарности — отличный старт.

Для начала, пара слов о терминологии: не все небинарные относят себя к трансгендерам, и не все, кто не является мужчиной или женщиной, идентифицируюся как небинарные. Агендерным людям иногда не нравятся слова «небинарные» и «трансгендерные», потому что они несут в себе косвенное указание на гендер. В  этой статье я использую слово «небинарные» как несовершенный зонтичный термин для всех, кто не относит себя исключительно к мужчинам или исключительно к женщинам.

Миф первый: вы просто выпендриваетесь (или «все это выдумки»).

Этот стереотип предполагает, что мы любыми средствами стремимся привлечь к себе внимание, и именно ради этого пытаемся быть ни на кого не похожими.

На самом деле, мы просто живем в наших гендерах, и «выдумки» тут ни при чем.

Распространенные фразы, сопровождающие этот стереотип, включают в себя «ты можешь носить что хочешь, и все равно быть девушкой/парнем» и «выбери уже что-нибудь одно».

Люди, которые произносят их, упускают из виду разницу между гендерной идентичностью и гендерным самовыражением. Мы выражаем свои гендеры так, как нам больше нравится, но не становимся от этого «просто мужчинами» или «просто женщинами».

Количество небинарных гендерных идентичностей невероятно велико, так же как и количество слов для их описания. Вот, например, некоторые из них:
http://genderqueeries.tumblr.com/identities

Наше разнообразие не обесценивает наши идентичности, оно — суть того, что мы есть.

Миф второй: вы просто запутались.

То, что мы небинарны, не значит, что мы сомневаемся в наших гендерных идентичностях. Это значит, что наши гендеры — не «мужчина» или «женщина», и что не у всех нас гендер есть.

Откуда взялся этот миф? Многих людей небинарность сбивает с толку. У них возникает ощущение, что раз уж они растерялись, то и мы сами, конечно, не можем быть уверены в собственных идентичностях.

К тому же предполагается, что раз мы просто запутались, то другие люди вправе решать, как о нас говорить.

При этом, если вы действительно запутались и сомневаетесь в вашем гендере, это совершенно нормально! Для многих транс*людей сомнения — часть развития.

Но обесценивать чужие гендерные идентичности, даже если их обладатель_ницы не разобрались в себе, неприемлимо. Независимо ни от чего, другие должны уважать и подтверждать наши гендеры.

Миф третий: вы — нечто новое.

«Если я о чем-то до сих пор не слышал_а, то этого не существовало» — вот идея, на которой зиждется этот миф.

Небинарные люди давным-давно существуют во всех человеческих обществах. Но в мейнстримном американском обществе для нас, до недавнего времени, не находилось места, на нас не обращали внимания.
Во множестве культур по всему земному шару есть слова для не мужских и не женских, или и мужских, и женских, гендеров. В некоторых культурах небинарные занимают особое место.

Начать изучение можно с этой карты, хотя кое-где на ней используется проблематичный империалистский язык: http://www.pbs.org/independentlens/films/two-spirits/

Быть небинарными (или агендерными) — нормальный и естественный способ жить и жить в своем гендере. И так было, ну, всегда.

Миф 4: вы все вписываетесь в диапазон от «маскулинного» до «феминного».

Нередко можно услышать, что бинарная гендерная система  предлагает нам только два цвета, а на самом деле гендеры — вся палитра цветов. Такая аналогия, в отличие от «диапазона» позволяет оценивать гендеры не по тому, как они соотносятся с двумя самыми распространенными гендерными идентичностями, но по тому, каковы они сами по себе.

Иногда и «диапазон» может быть полезен. Например, когда кто-то сравнивает свой гендер с бинарными идентичностями и способами самовыражения, или ощущает, что е_е гендер так или иначе с ними соотносится.

Но для многих такой «диапазон» узковат. Гендер гораздо разнообразнее.

Если говорить о гендерном самовыражении, некоторым небинарным людям подходят слова «маскулинность», «феминность» и/или «андрогинность». Но способов проявить свой гендер, так же как и вариантов гендерного опыта, намного больше.

Поэтому важно признать, что вы не можете просто приписать друг_ому гендерную идентичность. Всегда спрашивайте о местоимениях.

Миф 5: ты гендерквир? Так радикально!

Мы не говорим бинарным людям: «О, ты мужчина? Так радикально!» или «Ты женщина? Очень спорная позиция!».

Бинарные гендерные идентичности, — цис или транс мужчина, транс или цис женщина, — тоже по-своему политизированы, но воспринимаются они, в первую очередь,как гендерные идентичности.

Люди, кажется, думают, что небинарность для нас — способ донести политическое послание, или «оружие против бинарности» в идеологическом смысле. На самом деле, мы просто стараемся жить свою жизнь и быть собой.

Быть небинарными — это, в первую очередь, про гендерную идентичность.
Из-за того, что очень многие не признают нас, наше существование может быть крайне политизированным. Мы часто (но не всегда) занимаемся политическим активизмом, потому что наши идентичности маргинализированы. Но наши гендеры (или наша агендерность) — это просто часть нас.

Миф 6: вы хотите уничтожить гендер.

Согласно этому мифу, мы обесцениваем бинарные гендерные идентичности транс и цис людей. Тот факт, что у многих небинарных людей есть гендерная идентичность, этот миф не учитывает.

Конечно, многие небинарные ненавидят саму идею гендера и систему гендеров, и поддерживают их уничтожение. В конце-концов, именно бинарная гендерная система принуждает нас отказываться от самих себя и жить не свои жизни.

Но чаще речь идет о том, чтобы предоставить пространство всем гендерам во вселенной, а не о том, чтобы заставить бинарных людей отбросить их идентичности.

Вместо уничтожения гендера, многие из нас хотят, чтобы признанных вариантов гендера стало больше, и чтобы можно было гендера совсем не иметь. Нам нужно, чтобы мир, безосновательно и жестко ограниченный, раскрылся. Мы создаем мир, в котором люди будут радоваться своему гендерному самоощущению.

Миф 7: ваши местоимения нелепы.

Транс людям нередко приходится бороться за свои местоимения. Вдобавок к этому, многим небинарным приходится бороться с насмешками над своими местоимениями. Часто причина насмешек такова: людям кажется, что мы требуем какого-то особого отношения.

Как и всегда в случае смены местоимений, окружающие склонны больше внимания уделять тому, как сложно им принять эту смену, но не тому, как сделать ее проще для тех, кто, собственно, совершает переход. Нежелание принимать чужие местоимения усиливается, если речь о местоимениях незнакомых.

Нужно сосредоточиться на потребностях персоны, совершающей переход. Может быть непросто запомнить небинарные местоимения, но уважать чужой гендер очень важно.

Какие бы местоимения человек ни использовал (а их выбор огромен!), эти местоимения выражают е_е суть. Некоторые используют все или несколько местоимений, а некоторые вообще обходятся без них.

Если кто-то использует местоимения «он/его» или «она/ее», он_а все равно может не быть мужчиной или женщиной. Поэтому, представляясь, лучше назвать местоимения, которые используешь, а не просто сказать «мужские» или «женские».

Если кто-то просит вас называть е_е другим местоимением, значит, е_й так комфортнее и от этого он_а станет счастливее. Здесь нет ничего нелепого!

В этой статье говорится, почему важно уважать любые местоимения: http://www.washingtonpost.com/lifestyle/style/gender-neutral-pronouns-when-they-doesnt-identify-as-either-male-or-female/2014/10/27/41965f5e-5ac0-11e4-b812-38518ae74c67_story.html

Миф №8: вам не нужен медицинский переход.

Долгое время транс люди вынуждены были подчиняться системе здравоохранения, чтобы получить необходимую помощь. Для этого транс женщинам приходилось вести себя стереотипно-женственно, транс мужчины находились в аналогичной ситуации, а небинарных людей  WPATH Standards of Care вообще не учитывали до относительно недавнего времени. Но несколько лет назад психиатрическое сообщество признало, наконец, что небинарным людям могут требоваться медицинские вмешательства, связанные с гендером.

Теперь, когда Standards of Care дополнили, медицинский небинарный переход постепенно становится более доступным. Тем не менее, исследований на эту тему практически нет, и возможности очень ограничены. Даже для бинарных транс людей переход в целом малодоступен и плохо изучен. В случае с небинарными людьми, проблему нужно умножить на десять.

Также как и бинарные транс люди, не все небинарные совершают медицинский переход. Некоторые не испытывают физической дисфории, для некоторых нет подходящих вариантов, некоторые просто не хотят, некоторым отказали.

Так или иначе, да, некоторые небинарные люди могут совершить и совершают медицинский переход.

Миф №9: небинарность — то же, что интерсекс.

Это разные вещи. Совершенно разные. Быть небинарн_ой означает иметь гендерную идентичность, которая не вписывается в рамки «мужчины» или «женщины». Быть интерсекс означает родиться с акушерским полом, который нельзя отнести к мужскому или женскому.

Этот миф происходит из веры в то, что наши гендерные идентичности всегда совпадают с нашим акушерским полом. Раз так, то, значит, акушерский пол небинарных людей — не мужской и не женский (и, соответственно, все они интерсекс).

Сведение людей к частям тела есть основа трансфобии и сексизма.
Иногда, в попытке поставить под вопрос гендерную бинарность, люди из наилучших побуждений говорят: «Существование интерсекс людей доказывает, что «мужчина» и «женщина» — не единственные варианты». Такие рассуждения приносят больше вреда, чем пользы. Разнообразие полов и разнообразие гендерных идентичностей не связаны между собой. Наши тела не определяют наш гендер, хотя часто влияют на то, как мы его ощущаем.

Миф №10: вы не страдаете от циссексизма и трансфобии.

На самом деле мы точно так же становимся жертвами трансфобных предрассудков и, в некоторых случаях, подвергаемся большему риску дискриминации и насилия, чем бинарные трансгендеры. Об этом говорит, например, Национальное Исследование Дискриминации Транс*людей 2008 года: http://www.thetaskforce.org/static_html/downloads/release_materials/agendernotlistedhere.pdf

Возможно, дело в том, что связанные с бинарностью предубеждения распространены и в цис, и в транссобществе, оттого для нас почти не остается безопасных пространств и систем поддержки.

Кроме того, на эти показатели может влиять то, что как небинарные идентифицировалось относительно большее число небелых людей. Расизм значительно повышает уровень риска, которому подвергаются транс персоны.
Согласно этому исследованию мы чаще, чем бинарные транс люди подвергаемся физическому и сексуальному насилию, полицейскому насилию, чаще работаем в теневой экономике.

Небинарные люди немного чаще пытаются совершить суицид, при том, что уровень самоубийств среди транс людей в целом и так до изумления высок. 43% из нас пытались покончить с  собой, и это глубоко связано с проблемами, описанными в данной статье. Сложно жить в мире, который говорит нам, что нас не существует, и наказывает нас за попытки быть видимыми.

***

С учетом угнетения, с которым практически постоянно сталкиваются небинарные люди, именно их голоса должны звучать громче всего в разговоре о гендерной справедливости. Вы можете помочь в борьбе против угнетения небинарных людей. Лучший способ сделать это — обсуждая гендер, не забывать о небинарных. Если все будут знать о небинарности и об опыте небинарных людей, это сделает мир более свободным и счастливым для людей всех гендеров — и для тех, у кого нет гендера.

Перевод: 104 долгопята специально для проекта «НебО»

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.